Выступление начальника отдела образования администрации Брасовского района Александра Бавкунова на тему «Ключевые направления развития системы образования Брасовского района для достижения стратегических целей национального проекта «Образование»
Добрый день, уважаемые коллеги и почётные гости нашей педагогической конференции!
Накануне нового учебного года, в преддверии праздника Дня знаний, я приветствую всех собравшихся в этом зале – тех, кто посвятил свою жизнь обучению и воспитанию подрастающего поколения. Примите самые искренние пожелания здоровья, благополучия и высоких достижений в работе!
По традиции мы подведём итоги прошедшего учебного года, проанализируем деятельность муниципальной системы образования по решению отраслевых задач, достижения заданных ориентиров, определяемых федеральной, региональной и муниципальной политикой в сфере образования. Определим приоритеты развития системы образования Брасовского района на 2023-2024 учебный год в условиях реализации национального проекта «Образование» и модернизации воспитательной деятельности образовательных учреждений.
Достижение качественного образования и воспитания определяется следующими ключевыми направлениями:
— созданием необходимой современной инфраструктуры;
— обновлением содержания образования;
— подготовкой соответствующих профессиональных кадров, их переподготовкой и повышением квалификации,
— формированием наиболее эффективных механизмов управления качеством образования.
Образовательную деятельность в 2022-23 учебном году осуществляли 25 образовательных организаций, в том числе:
- 7 дошкольных образовательных учреждений
- 14 общеобразовательных
- 3 учреждения дополнительного образования
- 1 центр психолого-медико-социального сопровождения.
Условия обучения
Уважаемые коллеги!
…………………….
Комиссия по приёмке образовательных учреждений отметила высокую готовность к новому учебному году. Все акты готовности подписаны.
Уважаемые руководители образовательных организаций, педагоги, примите искренние слова благодарности за то, что вы выполнили огромный объем работ и подготовились к новому учебному году.
Особые слова благодарности прошу выразить родительской общественности, главам муниципальных образований, оказавшим помощь образовательным учреждениям в подготовке к учебному году.
В нашем районе ведется работа по созданию равных условий для всех участников образовательного процесса. В трёх школах для подвоза обучающихся задействованы 6 школьных автобусов, из них 3 автобуса принадлежат Локотской школе №1, 2 автобуса – Брасовской школе и 1 автобус Локотской школе №2.
В прошлом учебном году был организован подвоз 141 ребенка из 16 отдалённых населенных пунктов. В целях обеспечения безопасности обучающихся при перевозке, все автобусы проходят предрейсовый осмотр, оборудованы приборами для регистрации скорости — тахографами и системой удалённого слежения Глонасс.
В общеобразовательных учреждениях района созданы условия для обеспечения школьников доступным и качественным горячим питанием, имеются столовые, оснащенные необходимым оборудованием и инвентарем. Для учащихся 1-4 классов организовано бесплатное горячее питание.
Для учащихся 5-11 классов на организацию питания в 2022-23 уч. году было израсходовано из муниципального бюджета 1млн.215 тыс. рублей. На каждого обучающегося выделялось 8,75 руб. и 12,50 руб. для учащихся из малообеспеченных и многодетных семей. Контроль за организацией питания в общеобразовательных учреждениях осуществляет общественно- административная комиссия, в состав которой входят представители родительской общественности, лица, ответственные за организацию питания в школе, работники Роспотребнадзора.
Уважаемые коллеги!
Понятие современной школы предполагает наличие современной инфраструктуры и материально-технического оснащения образовательного процесса. Для этого Национальным проектом «Образование» определены задачи обновления образовательной среды и её технического оснащения.
В рамках реализации проекта «Современная школа» в трёх Локотских и Брасовской школах работают Центры образования «Точка роста», которые по-новому реализуют школьные программы по физике, химии, биологии и ориентированы на освоение учащимися современных технологий. Ресурсы центров активно используются в урочной и внеурочной деятельности. Особой популярностью в центрах «Точка роста» по-прежнему пользуется кружок по робототехнике, который посещают обучающиеся разных классов. Для работы используются образовательные наборы по механике и робототехнике. Комплект позволяет обучающимся на практике освоить основные технологии проектирования учебных моделей роботов.
С января 2023 года в двух сельских школах Погребской и Глодневской велась работа по созданию Центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста». За счет средств местного бюджета были подготовлены помещения. Все педагоги и руководители центров прошли соответствующее обучение. В сентябре будет получено оборудование и эти центры начнут функционировать.
В 2024 году подобные Центры образования появятся в остальных сельских школах района.
Цифровизация является неотъемлемой частью современной образовательной инфраструктуры. В этом году Локотские школы №1 и №2 в рамках реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» частично уже получили оборудование, в комплект которого входят ноутбуки, мобильная тележка для зарядки и хранения ноутбуков, телевизор и видеокамера.
Итого на сегодняшний день 7 школ района (Крупецкая, Глодневская, Сныткинская, Погребская и Брасовская, Локотские школы №1 и №2) оснащены современной техникой для качественного обучения детей. В плане на 2024 год участником данного проекта станет Локотская школа №3.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» предусматривает обновление содержания дополнительного образования всех направленностей. Для этого является обязательным создание на базе общеобразовательных организаций школьных спортивных клубов и театров. Таким образом, планируется увеличить количество детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных системой дополнительного образования. На сегодняшний день школьные спортивные клубы Брасовской и Локотских школ №2 и №3 включены во Всероссийский реестр школьных спортивных клубов.
Дошкольное образование
Уважаемые коллеги!
В целях реализации прав граждан на получение дошкольного образования в районе в прошедшем учебном году работали 7 муниципальных бюджетных дошкольных учреждений и 2 группы для детей дошкольного возраста на базе Брасовской школы имени В.А. Алексютина. Всего работали 30 дошкольных групп, из них 24 группы в городской местности и 6 групп в сельской. Дошкольным образованием было охвачено 475 детей (по состоянию на 01.01.2023 г.) в возрасте от полутора до 7 лет, в том числе услуга по присмотру и уходу предоставлялась 113 детям (24%) в возрасте от 1,5 до 3-х лет и 362 детям (76%) в возрасте от 3-х до 7 лет.
Для детей от 1,5 до 3 лет работали 5 ясельных групп (по две в Локотских детских садах: №3, №5 и одна группа в детском саду №2). Преимущественно эти группы на конец учебного года заняты детьми трёх лет и старше. Для детей от 2-х месяцев до 1,5 лет группы не организованы, т.к. нет специальных условий (штаты, оборудование, режим).
Детские сады района имеют возможность принять 710 детей. Это число плановых мест в детских садах. По предварительному комплектованию в новом учебном году в образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, будет воспитываться 459 детей (на 21 воспитанника меньше, чем в предыдущем году). Это связано с уменьшением количества детей фактически проживающих на территории муниципалитета. (на экране будет диаграмма)
По состоянию на 30 августа 2023 года в электронной очереди числится 87 детей в возрасте от 0 до 7 лет. Все заявления очередников с желаемой датой поступления на 2023 год удовлетворены.
В целях обеспечения доступности услуг дошкольных образовательных учреждений для всех слоёв населения регулируется размер и не допускается превышение установленных законодательством требований по родительской плате.
Все дети, посещающие дошкольные учреждения Брасовского района, в течение дня получают трехразовое полноценное питание (завтрак, обед, полдник) на сумму 105 рублей: 60 руб. — родительская плата (57%), 45 руб. – доля местного бюджета (43%).
Осуществляется материальная поддержка семей, воспитывающих детей дошкольного возраста – это компенсация части родительской платы за содержание ребёнка в дошкольном образовательном учреждении в размере 20-50-70% от родительской платы в зависимости от количества детей в семье. По итогам прошлого года льгота по оплате стоимости содержания детей предоставлялась:
— в размере 100% родителям, имеющим детей–инвалидов ( 8 получателей),
— законным представителям, воспитывающим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( 6 чел.);
— в размере 50% родителям, имеющим 3-х или более детей ( 114 чел.).
Дошкольные учреждения имеют все виды благоустройства. В Локотском детском саду №5 имеется закрытый плавательный бассейн. В центре внимания находятся психолого-педагогические условия, что особенно важно в условиях работы детских садов по новым федеральным стандартам. Охват детей услугами специального (коррекционного) образования обеспечивается в основном за счёт удовлетворения потребностей в коррекции нарушения речи. Работают 5 логопедических групп: четыре от Центра психолого-медико-социального сопровождения, одна группа в Локотском детском саду №5.
Педагоги и воспитанники детских садов ежегодно являются активными участниками областной природо-охранной акции «Эколята-дошколята», принимают участие в творческих конкурсах.
Третий год подряд воспитанники Погребского детского сада становятся победителями областного конкурса детского творчества на противопожарную тематику «Неопалимая купина».
- Начальное, основное, среднее общее образование
Уважаемые коллеги!
В прошедшем учебном году в системе образования Брасовского района функционировали 14 общеобразовательных учреждений, в которых обучались 1612 чел., из них 618 человек по образовательным программам начального общего образования, 855 человек – основного общего образования, 139 человек – среднего общего образования. Из 14 школ 9 являются малокомплектными. Это 64%. В них обучалось 122 ребенка, что составляет 8% от общего количества учащихся в районе.
Анализ результатов образовательной деятельности обучающихся по району показывает динамику роста качества знаний. Так по итогам 2022-23 учебного года качество знаний составило 62%, что на 6% выше прошлого учебного года. В 5 школах он выше районного показателя. 205 учащихся обучаются на «отлично», что составляет 13% от общей численности аттестованных, 649 обучающихся успевает на «4» и «5», что составляет 40%.
15 выпускников 9-х классов получили аттестаты об основном общем образовании с отличием (10 %).
Результаты государственной итоговой аттестации становятся основным источником информации об уровне общеобразовательной подготовки школьников и являются показателем оценки образовательной деятельности не только образовательных учреждений, но и муниципального образования в целом.
Для проведения экзаменов на территории района был открыт пункт на базе Локотской школы №2 им. Н.Ф. Струченкова. Единый государственный экзамен проходил в штатном режиме. Пункт проведения экзаменов оборудован средствами видеонаблюдения. За соблюдением порядка в пункте следили 3 общественных наблюдателя.
Всего на участие в ЕГЭ было зарегистрировано 66 выпускников текущего года и 3 выпускника прошлых лет.
Наиболее востребованными предметами по выбору стали:
обществознание — 36 чел. (55%), физика — 18 чел. (27%), история — 17 чел. (26%), биология – 16 чел. (24%) . Минимальное количество выпускников выбрали такие предметы как география 1 чел.- (2%), английский язык 3 чел.- (5%), информатика – 5 чел.(8%) и химия — 8 чел.(12%).
Показателем высокого качества образования является количество выпускников, получивших на ЕГЭ 80 баллов и выше.
Количество высокобалльников (80-100 баллов) от общего количества, сдававших предметы, выглядит следующим образом: (на экране будет диаграмма)
Русский язык – 14 человек (21%) (+3 в сравнении с прошлым годом); Из них один участник — выпускник Локотской школы №1 Корпусев Иван получил высший результат — 100 баллов.
История – 3 человека (29% от числа сдающих) (+1)
Обществознание – 3 человека (8%) (-6)
Химия – 2 человека (25%) (аналогично с прошлым годом)
Биология -1 человек (6%) (аналогично с прошлым годом)
Английский язык – 1 человек (33%)(аналогично с прошлым годом)
В сравнении с прошлым годом набрали высокие баллы:
Физика – 1 человек (6%) (+1)
Математика (профильный уровень) – 1 человек (3%) (+1).
Сравнительный анализ результатов по району за 3 года показывает, что средний балл в 2023 году стал выше по химии, истории, биологии и английскому языку.
На уровне прошлых лет результаты по обществознанию, информатике и физике. (на экране)
К сожалению, понизился средний балл по русскому языку – 68 баллов (в 2022 году был — 71), по профильной математике – 58,6 (в 2022 году –60,6 ), по географии- 26 баллов (в 2022 году –56).
Говоря об образовательном маршруте выпускников 11-х классов, нужно подчеркнуть, что бОльшая часть из них поступили в высшие учебные заведения на бюджетной основе.
Средний балл по предметам ЕГЭ (на экране)
Предмет | Средний балл по предмету | ||
2021 | 2022 | 2023 | |
Обязательные предметы | |||
Русский язык | 72,9 | 71,0 | 68,0 |
Предметы по выбору | |||
Математика профильный уровень | 59,9 | 60,6 | 58,6 |
Физика | 54,7 | 51,7 | 50,1 |
Информатика и ИКТ | 64,5 | 55,7 | 55,8 |
Химия | 50,9 | 51,0 | 57,0 |
Биология | 53,4 | 50,6 | 53,0 |
История | 59,0 | 50,0 | 77,3 |
Обществознание | 59,6 | 58,7 | 59,0 |
География | 54,0 | 56, 0 | 26 |
Литература | 70,0 | 56 | — |
Английский язык | 40,0 | 44,0 | 74,3 |
Основной государственный экзамен (ОГЭ) сдавали 155 выпускников общеобразовательных учреждений, из них 153 получили аттестат об основном общем образовании. Двоим выпускникам из Глодневской и Локотской школы №3 предстоит пересдача экзаменов в дополнительный период (в сентябре).
Результаты ОГЭ по предметам (на экране)
Наименование предмета | Кол-во участников | 2022 | 2023 |
Средняя отметка | |||
Русский язык | 155 | 4,5 | 4,0 |
Математика | 155 | 3,6 | 3,5 |
Физика | 10 | 4,0 | 3,6 |
Химия | 15 | 4,6 | 4,0 |
Информатика | 9 | 4,0 | 3,7 |
Биология | 78 | 3,7 | 4,0 |
История | 16 | 4,2 | 4,0 |
Английский язык | 2 | 3,8 | 4,0 |
Обществознание | 77 | 4,0 | 3,7 |
География | 51 | 4,0 | 4,3 |
Литература | 1 | — | 4.0 |
Самыми популярными предметами по выбору были: биология, обществознание, география, история и химия.
Руководителям общеобразовательных учреждений необходимо тщательно проанализировать результаты государственной итоговой аттестации, рассмотреть их на педагогических советах, школьных методических объединениях, выявить проблемы качества подготовки обучающихся к ГИА, составить план мероприятий по повышению качества образования, проводить систематическую работу по объективности оценивания результатов обучающихся, с целью предотвращения снижения результатов в период прохождения государственной итоговой аттестации.
Медалью «За особые успехи в учении» награждены 8 выпускников, что составляет 12% от числа всех одиннадцатиклассников: 6 – из Локотской школы №1 имени П.А. Маркова и 2 – из Локотской школы №2 имени Н.Ф. Струченкова. Для получения медали им необходимо было получить итоговые отметки «отлично» по всем предметам учебного плана, набрать на ЕГЭ по русскому языку и математике не менее 70 баллов и преодолеть порог по всем сдаваемым предметам. К сожалению не все претенденты на «медаль» в 2023 году подтвердили свои учебные результаты на ЕГЭ.
- Внеучебные достижения учащихся
В целях выявления и поддержки одарённых детей, их стимулирования к научно-исследовательской деятельности организуется участие во Всероссийской олимпиаде школьников.
В прошедшем учебном году в муниципальном этапе олимпиады приняли участие 126 обучающихся, из них 25 участников стали победителями и 16 — призёрами.
Результаты всероссийской олимпиады школьников, также как и государственной итоговой аттестации, всероссийских проверочных работ, являются важнейшим независимым показателем качества образования в школе и районе.
Высокий уровень качества участия в муниципальном этапе олимпиады показали обучающиеся Локотской школы №3, занявшие 12 призовых мест (7 победителей и 5 призеров), Локотская школа №2 – 11призовых мест, Локотская школа №1 – 10 призовых мест, Брасовская школа — 5 призовых мест, Погребская школа– 2 победителя и в Глодневской школе – 1 призёр.
Количество победителей и призеров за последние 3 года на муниципальном уровне остаётся стабильным, тогда как результативность участия обучающихся в региональном этапе оставляет желать лучшего. В связи с этим, необходимо обратить внимание педагогов-предметников на системность и качество подготовки, мотивацию к участию и сопровождению ребят в олимпиадном движении.
В апреле текущего года обучающиеся Брасовской школы имени В.А. Алексютина стали призёрами областных конкурсов «Бион» и «Лингвистика для любознательных. Ученик 7 класса Шилов Тимур занял 2 место в конкурсе по биологии, а ученица 5 класса Фролова Ульяна заняла 3 место в конкурсе по русскому языку.
Обучающиеся Локотской школы №3 стали победителями и призёрами областных конкурсов исследовательских работ по школьному краеведению и в номинации «Юные исследователи – будущее науки».
Стипендиатами становятся победители и призёры различных этапов Всероссийской олимпиады школьников, лидеры молодёжных общественных объединений, авторы социальных проектов, волонтеры, юные таланты в сфере научно-технического творчества, учебной и исследовательской деятельности, в области искусства и спорта.
В 2022-23 учебном году десяти обучающимся школ Брасовского района была присвоена ежемесячная стипендия в размере 500 рублей.
- Дополнительное образование
Дополнительное образование – это важный ресурс не только образования, но и воспитания и социализации детей, имеющий уникальный потенциал и большие традиции.
Сеть учреждений дополнительного образования сохраняется на протяжении последних лет и состоит из 3 учреждений: Дом детского творчества, Локотская детская школа искусств и детско-юношеская спортивная школа «Олимп».
В рамках реализации мероприятий федерального и регионального проектов «Успех каждого ребенка» образовательные учреждения района продолжили работать в региональном модуле «Навигатор дополнительного образования детей». В настоящий момент охват дополнительным образованием в районе составляет 959 человек в возрасте от 5 до 18 лет.
Дом детского творчества, являясь муниципальным опорным центром дополнительного образования детей Брасовского района, принял участие в седьмой эстафете Марафона передовых практик педагогических работников, подготовив большую программу на тему «Сохраняя традиции – создаём будущее Брасовского района».
Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности образовательных учреждений.
В финале областного конкурса юных инспекторов безопасности дорожного движения «Безопасное колесо» обучающийся Локотской средней школы №2 Тарасёнков Сергей занял 1 место в номинации «Фигурное вождение велосипеда».
В финале областных соревнований по мини-футболу среди общеобразовательных школ области в рамках реализации проекта «Мини-футбол – в школу» команда футболистов Брасовской школы имени А.В. Алексютина по руководством учителя физической культуры стала победителем и получила право побороться за золотые медали. В финале наши ребята встретились с футболистами из Суражского, Злынковского, Дятьковского, Клетнянского районов. Брасовские спортсмены сыграли по круговой системе с каждой из команд. Итог матчей был впечатляющий: со Злынкой – 9:0, Суражом – 5:0, Клетней – 5:2, Дятьковом – 5:0.
Команда теннисистов под руководством учителя физической культуры Рыженкова Николая Васильевича приняла участие в спартакиаде школьников по настольному теннису, и заняла второе место в своей зоне среди команд Севского, Суземского, Комаричского и Навлинского районов.
Юные спортсмены нашего района показывают отличные результаты в Кроссе нации, в рамках областной спартакиады в первенстве Брянской области по мини-лапте и баскетболу. Ребята из лыжной секции спортивной школы «Олимп» соревнуются с сильнейшими лыжниками регионов Центрального федерального округа и занимают призовые места. В этих победах огромная заслуга их тренера – Игоря Александровича Панина.
Воспитательная работа
Усиление воспитательной составляющей во внеурочной деятельности решаются в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».
В 5 школах района введены новые должности «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» и созданы первичные отделения Российского движения детей и молодёжи «Движение первых».
С 1 сентября прошлого года в образовательных организациях еженедельно проводилась церемония поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации в соответствии с утвержденным стандартом.
Патриотическое воспитание было и остается приоритетным направлением в основе воспитательной системы образовательных учреждений района.
В школах активно развивается Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия». Отряды участвуют в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях и акциях. В прошедшем учебном году «Юнармейский отряд» Локотской школы №2 имени Н.Ф. Струченкова стал лауреатом регионального конкурса патриотической песни «Пою мое Отечество» среди общеобразовательных школ.
Юнармейцы оказывают помощь ветеранам Великой Отечественной войны, семьям военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга.
Среди российских военнослужащих, которые сейчас исполняют свой долг, несут службу Родине, участвуя в специальной военной операции на Украине, есть выпускники школ Брасовского района. Мы гордимся ими и благодарим за отвагу и мужество!
Созданные в школах волонтёрские отряды, помогают пенсионерам, участвуют в акциях, культурно-массовых мероприятиях. Всё это позволяет раскрыть способности и таланты школьников, воспитывать их достойными гражданами нашей страны.
В летний период 320 детей отдыхали в школьных лагерях с дневным пребыванием, которые функционировали на базе трёх школ:
в Локотской школе №2 имени Н.Ф. Струченкова — 145 детей;
в Локотской школе №3 – 100 детей;
в Брасовской школе имени В.А. Алексютина – 75 детей.
Во время работы школьных лагерей дети участвовали в квестах, посещали кинотеатр, краеведческий музей, библиотеку, Брянскую кондитерскую фабрику.
Питание в летних оздоровительных лагерях осуществлялось за счет средств областного и местного бюджетов, а также средств родительской доли.
Сумма на питание одного ребенка в день составляла 128 рублей 57 копеек, из них: 62 рубля – средства областного бюджета; 36,57 рублей – из местного бюджета и 30 рублей – родительская доля. Общий объем финансирования на питание детей составил 739 тыс. 485 рублей.
В загородные лагеря санаторного типа на территории Брянской области было направлено 7 детей. Из них: 4 ребёнка получили путёвки со 100% оплатой из средств областного бюджета, 3 путёвки с родительской долей. В сентябре текущего года, согласно выделенной квоте Постоянного Комитета Союзного государства, 18 детей поедут на лечение и оздоровление в «Пансионат отдыха санаторного типа «Шахтинский текстильщик» города Туапсе.
В летний период было трудоустроено 37 несовершеннолетних. Ребята трудились вожатыми в лагерях с дневным пребыванием, рабочими в сквере «Мужества и Парке культуры и отдыха.
Кадровый потенциал
Уважаемые коллеги! В потоке нововведений в российском образовании часть реформ связана с профессией педагога, который остается главным ресурсом управления образованием. От педагога и его профессионализма, этической культуры и нравственной позиции во многом зависит образовательный результат его ученика и воспитанника.
В образовательных учреждениях района численность педагогических работников составляет 244 человека, из них первую квалификационную категорию имеют 100 человек (41%), высшую квалификационную категорию — 97 человек (40%), аттестованы на соответствие занимаемой должности- 47 чел. (19%), имеют стаж педагогической работы до 2 лет – 4 чел (1,6%).
Проблему дефицита педагогических кадров необходимо за счет увеличения выпускников, поступающих по целевому приёму. На сегодняшний день в Брасовском районе 10 студентов – целевиков, из них 8 — направленных на обучение в Брянский государственный университет по направлению «Образование и педагогика» по договорам целевого приема общеобразовательными учреждениями района.
В прошедшем учебном году отдел образования и руководители образовательных учреждений продолжали работу по созданию условий для
повышения профессионального мастерства педагогических работников. Педагоги района имеют почетные звания, награждены почетными грамотами разного уровня. Сегодня особое значение приобретают непрерывное обучение и профессиональное совершенствование педагога.
В целях повышения профессиональной компетентности педагогов был проведен Фестиваль открытых уроков молодых специалистов, на котором опытные педагоги-наставники оказали методическую помощь в проведении уроков.
В региональном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Учитель года-2023» наш район достойно представляла учитель начальных классов Локотской средней школы №3 Пирогова Маргарита Анатольевна.
Педагоги Локотской школы №2 имени Н.Ф. Струченкова прошли конкурсный отбор для участия в федеральном проекте «Флагманы образования». Сейчас конкурсанты участвуют в «образовательном марафоне», а в октябре состоятся очные региональные полуфиналы. Данный конкурс включен в План основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года педагога и наставника. Пожелаем нашим конкурсантам удачи!
В новом учебном году педагогические коллективы Локотских школ №1 и №2 пополнятся двумя молодыми специалистами, которые окончили Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского.
Уважаемые коллеги! В новом учебном году в школах района по результатам предварительного комплектования будут обучаться 1603 школьника, в том числе 137 первоклассников, что на 15 человек меньше по сравнению с прошлым годом.
Изменения в системе образования с 1 сентября 2023
Уважаемые коллеги, реформа образования 2023 года предполагает, что с 1 сентября 2023 года все школы страны перейдут на федеральную основную общеобразовательную программу. Основная цель этой программы – создание единого стандарта образования, который позволит ученикам получать одинаковый набор знаний и навыков, независимо от места жительства. На федеральном уровне также вводятся единая рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы.
В расписании учеников 6-11 классов появятся занятия, направленные на профориентацию. На этих уроках школьники будут знакомиться с различными профессиями, проходить тестирования, чтобы выявить индивидуальную предрасположенность к определенному виду труда, а также общаться с приглашенными гостями — учителями, журналистами, врачами и другими представителями профессий.
Ещё одним нововведением в образовании в 2023 году стало закрепление понятия «трудовое воспитание» в законе. Поправки позволяют школам привлекать учеников к общественно-полезному труду без получения официального согласия родителей. Речь идёт о школьных дежурствах, уборке класса и прилегающей территории, участии в субботниках, помощи в школьных библиотеках.
Старшеклассники начнут изучение истории по новым учебникам. Курс «Истории России» и «Всеобщей истории» будет содержать информацию о причинах начала СВО, а также вхождении новых регионов в состав России. Будет значительно дополнена информация о событиях XX века: помимо Великой Отечественной войны, школьники также будут изучать и общемировую повестку тех лет. Авторами нового учебника стали помощник президента России, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, ректор МГИМО Анатолий Торкунов и научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.
В курс ОБЖ для 10–11-х классов войдут элементы начальной военной подготовки. Старшеклассники будут учиться обращаться с автоматическим оружием и ручными гранатами, маршировать и оказывать первую помощь раненым. В 2024/25 учебном году предмет ОБЖ планируется переименовать в «Основы безопасности и защиту Родины» и распространить элементы НВП на другие классные параллели.
Приятные изменения в образовании ждут хорошистов. Выпускники, которые окончат школу без троек, с одной-двумя четвёрками, снова будут получать серебряные медали. Награде вернули официальный статус и присвоили название «За особые успехи в учении» II степени. Как и золотые медали, серебряные будут давать обладателям дополнительные баллы при поступлении.
Уважаемые коллеги, на экране вы видите приоритетные направления развития системы образования Брасовского района на 2023-24 учебный год.
На экране: (не зачитывать эти направления)
- Реализация основных направлений приоритетного национального проекта «Образование».
- Совершенствование системы раннего выявления, развивающего сопровождения и поддержки одарённых детей.
- Ранняя профориентация и расширение возможностей приобретения профессиональных компетенций обучающихся.
- Обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных организаций во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения пожарной, технической, антитеррористической безопасности объектов образования.
Завершая свое выступление, я искренне благодарю всех за плодотворную работу в прошедшем учебном году.
Послезавтра начнётся новый учебный год. Я уверен, что нам удастся реализовать самые смелые планы, так как в нашем районе сосредоточен огромный интеллектуальный потенциал. Именно вы, дорогие коллеги, являетесь носителями высокой образованности, интеллигентности и культуры! Пусть Год педагога и наставника станет для вас годом оценки своих возможностей и новой точкой опоры.
Поздравляю всех присутствующих, а в вашем лице ваших коллег, родителей, учащихся и воспитанников с наступающим Днём знаний!
Успеха вам, здоровья, профессионального роста и высоких достижений в благородной педагогической деятельности!
Благодарю за внимание.