Индивидуальный инвестиционный счет и его преимущества
Откладывать деньги на долгосрочные цели выгоднее с государственной поддержкой. Один из самых ...
Если спросить у подростка XXI века, без чего бы он не смог прожить ни дня, ответ будет, скорее всего, единодушным – без своего смартфона. Современные гаджеты настолько заполнили собой все сферы, что теперь заменяют телевизор, музыкальный плеер, книгу, учителя, друга и многое другое. Реальная жизнь сузилась до размеров небольшого прямоугольника с голубым экраном, который не выпускают из рук ни днем, ни ночью.
Кто-то спросит: «Что может быть плохого в использовании телефона, Интернета. Они помогают узнавать ответы на вопросы, массу полезной информации?» Мы ответим: у детей и подростков новые технологии вызывают умственные и психологические нарушения. Существует даже диагноз, который ставят при таких расстройствах – цифровое слабоумие.
Цифровое слабоумие или диджитал деменция — это официальный диагноз, который начали ставить подросткам по всему миру с 2007 года. Специалисты стали отмечать у представителей цифрового поколения потерю памяти, расстройство внимания, когнитивные нарушения, подавленность и депрессию, низкий уровень самоконтроля. Исследование показало, что в мозгу этих пациентов наблюдаются изменения, схожие с теми, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте. Массовое помешательство на смартфонах и прочих цифровых гаджетах — неизбежное следствие технологической революции, охватившей все страны. Но вместе со смартфонами и прочими гаджетами вирус цифрового слабоумия проникает во все страны и все слои общества. В России, стране, где Интернетом пользуются 85% населения, эта проблема стоит так же остро.
Главный фактор развития диджитал деменции – время. Среднестатистический подросток проводит в телефоне, Интернете от трех до восьми часов. Основная масса приходится на мессенджеры и социальные сети. Это время, которое можно было потратить на живое общение, игры со сверстниками, на спорт или хобби, но оно было использовано впустую. Из-за отсутствия событий, действий (не виртуальных, а реальных), какого-либо опыта наш мозг становится не способен решать элементарные задачи. Доказано, что наибольший пик развития мозга приходится на первые 20 лет жизни. За это время он вырастает в размере в четыре раза, строит нейронные связи, укрепляет синапсы. Следовательно, чем больше внешних стимулов в детстве и отрочестве, тем активнее и быстрее формируется мозг. Вот почему так важно, чтобы ребенок физически исследовал мир: копался в земле в поисках червяков, ломал предметы, чтобы понять, что внутри, вслушивался в незнакомые звуки, разбирал и безуспешно собирал устройства, играл на музыкальных инструментах, бегал и плавал наперегонки, боялся и восхищался, удивлялся, озадачивался, находил выход из положения.
Но как же сидение в Интернете и соцсетях может изменить мозг? Однообразное времяпрепровождение резко ограничивает количество внешних стимулов, пищи для мозга. Он не получает достаточного опыта, чтобы развить важнейшие участки, ответственные за самоконтроль, сопереживание, принятие решений и прочее. То, что не работает, отмирает. У человека, переставшего ходить, атрофируются мышцы ног. То же происходит с мозгом, он может не только развиваться, но и деградировать. Пример тому – цифровое слабоумие.
Спросите любого учителя, и он вам скажет, что учить детей стало несоизмеримо труднее. Они плохо запоминают, не могут сконцентрировать внимание, быстро устают, стоит отвернуться – немедленно хватаются за смартфон. Ошибочным будет утверждение, что дети, наоборот, теперь умные, ведь в Интернете они узнают гораздо больше информации, чем мы в свое время. Только толку от этого нет, потому что она не запоминается, нет такого навыка у мозга ребенка, поглощенного смартфоном.
Помешательство на цифровых технологиях, невозможность ни на минуту расстаться со смартфоном, планшетом или ноутбуком ведут за собой множество других разрушительных последствий для детей и подростков. Сидение в течение восьми часов в день только за экранами неизбежно влечет за собой ожирение, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, различные невралгические расстройства. Психиатры отмечают, что всё больше детей подвержено ментальным расстройствам, тяжелым депрессиям, не говоря уже о случаях тяжелой зависимости от Интернета. Приобщение детей к экранам с раннего детства служит триггером расстройств аутистического спектра. Социализация подростков, черпающих модели поведения в Интернете и соцсетях, терпит крах, способность к эмпатии стремительно снижается, возникает немотивированная агрессия.
Что же делать, чтобы не допустить деградации молодого поколения? Прежде всего, нам, взрослым, надо взять всё в свои руки. Один известный ученый сказал: «Лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка, – это не покупать ему планшет или смартфон, пока он не выучился как следует и не сформировал свой мозг». Не стоит бояться, что ваш ребенок упустит время и не освоит все эти гаджеты, специалисты утверждают, никаких специальных способностей для такого освоения человеку не требуется. Ничто не может заменить биологической коммуникации между людьми, живого общения родителей с детьми, учителей с учениками, сверстников со сверстниками. И тысячу раз правы родители, которые водят своих детей на кружки и секции, читают им книжки на ночь, вместе обсуждают прочитанное, проверяют домашние задания и заставляют переделывать, если оно сделано наспех, накладывают ограничения на использование гаджетов. Лучших инвестиций в будущее ребенка придумать невозможно.
по материалам статьи Л. Стрельниковой в журнале «Химия и жизнь»
Photo by Markus Spiske on Unsplash
Откладывать деньги на долгосрочные цели выгоднее с государственной поддержкой. Один из самых ...
Почта России для безопасной доставки корреспонденции в приграничных районах Брянской области ...
В ходе встречи планируется обсудить важные аспекты службы, критерии отбора новобранцев, порядок ...
В преддверии Нового года на портале культурного наследия и традиций России Культура.рф запущен ...
Председатель палаты Валерий Родоманов представил отчет о работе Общественной палаты Брянской ...
Какие барьеры сегодня сдерживают рост уровня подготовки учащихся по техническим специальностям? ...