«НОВЕЛЛЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»
Федеральное законодательство в сфере регистрации уставов муниципальных образований довольно часто претерпевает внесение изменений.
Так, Федеральным законом от 28.12.2016 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральные законы от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее — Федеральный закон № 97-ФЗ), которые направлены на совершенствование деятельности в сфере государственной регистрации уставов муниципальных образований.
Одним из таких изменений явилась отмена необходимости вынесения на публичные слушания проектов муниципальных правовых актов, содержащих нормы по приведению устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) или законами субъекта Российской Федерации. Такую возможность закон предусматривает в случае, если данные изменения вносятся в форме точного воспроизведения положений законодательных актов. Соответственно в таком случае не требуется и официального опубликования (обнародования) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования и порядка участия граждан в его обсуждении.
Следующее изменение связано с отменой выдачи свидетельства о государственной регистрации уставов муниципальных образований. В настоящее время факт государственной регистрации устава подтверждается проставлением специального штампа на титульном листе каждого из двух экземпляров устава муниципального образования или муниципального правового акта о внесении в него изменений.
Кроме того, законодательно закреплена возможность отзыва главой муниципального образования документов, представленных на государственную регистрацию до принятия территориальным органом Минюста России соответствующего решения (о государственной регистрации или об отказе).
Также законом определена процедура возврата документов, представленных на государственную регистрацию с нарушением требований установленных Федеральным законом № 97-ФЗ.
Своевременное приведение уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным законодательством является одной из основополагающих проблем обеспечения единого правового пространства на местном уровне в Брянской области.
Устав муниципального образования — это основной правовой документ муниципального образования, действующий на определенной территории и содержащий основные принципы организации местного самоуправления, определяющий статус муниципального образования и особенности деятельности органов местного самоуправления, закрепляющий организационные, финансово- экономические и иные основы местного самоуправления на территории данного муниципального образования.
Свой устав, разработанный, принятый и зарегистрированный в установленном законом порядке, обязано иметь каждое муниципальное образование. Устав муниципального образования занимает главное место среди других муниципальных нормативных правовых актов и является документом комплексного нормативного характера.
Следует отметить, что теперь законодательством установлена обязанность по приведению устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации в 6-месячный срок, за исключением случаев, если в федеральном законе, законе субъекта Российской Федерации срок по приведению не установлен.