Жительница п. Локоть Эсфира Михайловна Каверзина рассказала о том, как трудилась в тылу в годы Великой Отечественной войны

Война, обрушившись на мирных жителей, тащила в свое горнило мужчин, которые ценой собственной жизни отстаивали свободу Родины, детей, лишая их детства, и женщин, даруя им горькие судьбы. Своим решительным настроем и нечеловеческими усилиями тыл выдал не меньший героизм, чем защитники Отечества, сражавшиеся на поле боя. Победу труженики тыла ковали праведным трудом.
В преддверии Дня Победы мы встретились с жительницей поселка Локоть Эсфирой Михайловной Каверзиной, чтобы узнать о том, что пришлось вынести ей, будучи девчонкой, когда в страну и в ее маленькое родное село Гремучее пришла война. Наша собеседница с необычным именем, которое дал ей папа (услышав однажды историю ветхозаветной библейской героини Эсфирь, мужчина нарек этим именем свою дочь), хорошо помнит все даты и события прожитых лет и очень радуется приходу гостей в свой дом.
Эсфира Михайловна росла в большой семье: мама, папа, пятеро детей. Ей было 10 лет, когда началась война. Немцы оккупировали село, заняли все дома. Почти все мужчины ушли на фронт, а женщины вместе со своими детьми жили в подвалах. Весной в половодье их заливало водой. Наша героиня вспоминает, как ей вместе с мамой и братом приходилось рубить деревья и спускать их в подвал, настил из бревен спасал от сырости и холодной воды. Когда воды становилось много, ее вычерпывали и носили наружу.
Яркий отпечаток в памяти Эсфиры Михайловны оставил немецкий плен. Название населенного пункта, куда фашисты угнали ее семью, она не помнит, зато до сих пор явью в сознании стоит картинка маленького каземата, где приходилось ютиться пленникам: двухъярусные кровати вдоль стен мало освещенного помещения и деревянный стол, из еды – брюквенный суп. «В плену мы прожили одну зиму, — вспоминает рассказчица, — когда советские солдаты освободили нас, мы вернулись домой. От хат остался один пепел. Но мы все равно были очень счастливы оказаться на родной земле».
В 12 лет Эсфира Михайловна стала учиться в Жучковской школе. Девочку зачислили сразу во 2 класс, потому что читать и считать она уже умела. Грамоте учиться пришлось всего лишь 2 года. В опустевшем и разрушенном до основания селе было много работы. Все силы были брошены на восстановление хозяйства. Не жалея себя, до ломоты в теле вместе со своими сверстниками юная Эсфира копала землю вручную. Детские руки перелопачивали по пять соток земли в день. За усердный труд девочка даже была премирована катушкой ниток. «Сажали колоски, потом в деревню завезли картошку. Выращивать и ухаживать за скудным урожаем было непросто. Людей продолжали одолевать голод и холод. Мама варила нам «пустую» похлебку в гильзах от больших снарядов, посуды у нас не было. Помню, как женщины шили себе юбки из лоскутов от плащ-палаток. Жили бедно, но дружно, никогда не ссорились, работали сообща и всегда делились друг с другом даже последней крошкой», — вспоминает труженица. «В нищете люди добрее и щедрее», — считает Эсфира Михайловна.
Повзрослев, девушка вышла замуж. Молодая пара с первенцем на руках переехала жить в Локоть. Один за другим в семье родились еще двое детей. Глава семьи Михаил Михайлович служил в милиции. Эсфира Михайловна в заботах и хлопотах о близких успевала везде: и дома, и в поле, и в лес за грибами да ягодами. За трудолюбие, честность и ответственность ее ценили на каждой работе. Трудилась женщина в пункте приема молока, торговала в киоске Союзпечати, в книжном магазине, в хлебной лавке. Добрый и отзывчивый характер Эсфиры Михайловны ценят все, кто с ней знаком. На долю этой замечательной женщины выпало немало испытаний. Не каждому удается пережить голод, страх, холод, выстоять среди бомбежек и смерти и остаться человеком, сохранив в себе любовь к жизни и к людям, веру в добро и справедливость.
«Господь отвел мне долгий век. Было много трудностей, но и хорошего в жизни тоже было много», — делится мыслями наша собеседница. Испытания, они даны для того, чтобы понять цену счастья. А счастье у Эсфиры Михайловны одно – большая дружная семья. Трое детей, шестеро внуков, десять правнуков и две праправнучки окружают ее заботой, любовью и теплом.