Пастырское слово на Димитриевскую родительскую субботу благочинного Брасовского церковного округа протоиерея Владимира Сафронова
Дорогие братья и сестры! 2 ноября, в Димитриевскую родительскую субботу, Святая Церковь совершает специальные заупокойные службы об усопших. По преданию, Димитриевская родительская суббота была установлена великим князем Дмитрием Донским
после победы на Куликовом поле и стала совершаться ежегодно перед днем памяти святого Димитрия Солунского — небесного покровителя самого Дмитрия Донского. Изначально в этот день служили панихиды о всех православных воинах, за веру, царя и отечество жизнь свою на поле брани положивших. А позже — о всех усопших православных христианах.
Все мы, рано или поздно, задаемся вопросом о том, что будет с нами после смерти. И каким утешением в этот момент звучат для нас евангельские слова «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк, 20, 38). Насколько радостно думать об отшествии в вечную жизнь, будучи верующим православным человеком! Ведь мы знаем, что текущая жизнь временна и служит подготовкой к жизни вечной в Царствии Небесном, и именно ради нашей возможности наследовать эту вечную жизнь умер и воскрес Господь наш Иисус Христос. В этом понимании смерть тела является скорбью, способной перерасти в великую радость встречи с нашими близкими усопшими — там где нет печали, ни болезней, ни воздыханий, но жизнь бесконечная. Ибо живо главное — бессмертная человеческая душа. Именно поэтому Евангелие нам велит не собирать себе сокровищ на земле, где все тленно, но на небе.
В этой временной жизни мы имеем одну главную возможность — благодаря своей свободной воле, данной нам Богом, мы способны делать выбор между добром и злом, гордостью и смирением, молитвой и забвением. Выбирая для себя пусть следования за Христом, мы заботимся не только о собственной душе, но, будучи членами одного тела Церкви, о всех ближних наших — усопших и живых. Важно помнить при этом, что усопшие уже не могут сами влиять на свое состояние, а потому нуждаются в наших молитвах как жаждущие в пустыне нуждаются в воде. Именно поэтому мы подаем в храмы записки об упокоении, творим милостыню в память о своих усопших родных, участвуем в специальных заупокойных богослужениях, совершаемых Церковью.
Святые отцы говорят нам, что до Страшного Суда Божия загробное состояние умерших возможно переменить, но сделать это может только Господь по молитвам живущих христиан и сонма святых угодников Божиих. Страшный же суд потому и зовется Страшным, что он будет последним, за чертой которого — только вечная жизнь для одних и вечное мучение для других.
Вспомним же молитвой всех усопших христиан, дабы и о нас в свой час земная Церковь вознесла свою спасительную заупокойную молитву.