Благочинный Брасовского церковного округа протоиерей Владимир Сафронов:
-Дорогие братья и сестры! Ныне мы вступаем в пору подготовки к Великому посту. По церковному календарю сегодня неделя мытаря и фарисея, называемая так потому, что в этот день читается евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк.18:10-14).
Приготовляя людей к посту и покаянию, Церковь примером мытаря и фарисея указывает на истинное начало и основание покаяния — смирение, и на главный источник греха и препятствие к покаянию и добродетели — гордость. Итак, два человека вошли в храм помолиться. Один фарисей, а другой мытарь. Два человека, два грешника с одной только разницей, что фарисей не видел себя грешником, а мытарь глубоко сознавал и переживал это. Фарисей стал на видном месте, посередине храма или перед самым алтарем, он – достойная личность в обществе и в Церкви, а мытарь, не смея пройти вперед, стал у самого порога, как сказано в Евангелии, вдали.
Гордость фарисея и уверенность его в собственной праведности были таковы, что он искал первого места не только в глазах людей, но и перед Богом, и занимал лучшее место не только за обедами и собраниями, но и за молитвой. Одного этого достаточно, чтобы понять, какой страшной неправедностью поражен фарисей и как ослепил его грех.
Запомним, братья и сестры, с самого начала нашего пути к Великому Посту: пост и молитва, и добрые наши дела, оказывается, могут не приближать нас к Богу, а наоборот, удалять от Бога и от людей. Пост и молитва, и милостыня существуют для того, чтобы мы научились смирению и любви к Богу и человеку. Фарисей постился и давал милостыню, но он презирал и ненавидел других, надмевался и превозносился перед Богом. Господь показывает ложное благочестие – то фарисейство, которое неистребимо в человечестве и живо до сих пор среди христиан. Мытарь же, стоя вдали, не смел поднять глаз к небесам, но ударял себя в грудь, говоря: «Боже, милостив будь ко мне, грешнику». Бог видит его так же хорошо, когда он стоит неприметно в толпе, как если бы он стоял один в середине храма . Подлинно, молитва – всегда молитва покаяния. «Покаяние человека – Божий праздник», – говорит преподобный Ефрем Сирин. Он стоит вдали, он чувствует свое ничтожество перед Богом и исполняется смирения перед величием Божиим. Господь заканчивает притчу словами «Ибо всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». «Пока человек не достигнет смирения, он не получит награды за свои труды, – говорит преподобный Ефрем Сирин. – Награда дается за смирение, а не за труды». Не за пост, не за молитву, не за добрые дела. Только через смирение в познании собственной нашей греховности может открыться нам тайна смирения Христова, в котором сокрыта красота и совершенство Божественной любви.
Наше чувство греха, говорят святые отцы, зависит от нашей близости к Богу. Чувство греха – мера знания душою Бога, но мы живем в мире, где это чувство становится все меньше и меньше. Современного человека уже не тревожит грех, его беспокоят последствия греха: болезни, катастрофы, войны, внутренняя пустота и отчаяние. Пока мы будем тратить все силы на то, чтобы победить последствия греха, пряча грех, пока мы не принесем его Богу в смиренном покаянии, последствия греха будут делать нашу жизнь все более несчастной.
Но самое главное, братья и сестры, о чем все мы должны всегда помнить: как бы ни был велик грех, есть нечто большее его, и это – Божия благодать и милость.
Милости Божией сегодня мы празднуем знаменательную дату – 30-летие образования Брянской епархии, выделенной из состава Орловской в 1994 году. Многие из нас помнят это время, когда начали открываться монастыри и храмы, и многие из нас в этот период вошли в ограду Церкви. Теперь же, спустя 30 лет, взирая на то, как преобразилась церковная и приходская жизнь на Брянщине, обратимся же вглубь себя, исследуем свою душу, чиста ли она? Что вынесла она за эти годы нашего воцерковления и взросления во Христе, дабы не с пустыми руками войти нам в Великий пост, от всего сердца взывая вместе со святым Андреем Критским – творцом Великого покаянного канона: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Аминь.