Брасовский воин-интернационалист
Прошло более 30 лет после завершения войны в Афганистане. В декабре 1979 года, отправляясь, по сути, на чужую войну, советские войска не предполагали, что их миссия может затянуться больше, чем на год. Невольно по телу пробегает дрожь только лишь от одной мысли, что за эти годы погибло около 15 тысяч советских бойцов и 35 тысяч были ранены.
Мог ли столбовский парнишка, который со школы подрабатывал помощником комбайнера, а потом трудился на тракторе, представить себе, что в скором времени он столкнется с военным конфликтом «лицом к лицу». По достижении восемнадцатилетия Александра Лагуткина, не успевшего окончить автошколу, в 1981году призвали в армию. Первые полгода служба проходила в учебной части города Острогожска Воронежской области, где получал военную специальность механик-водитель. Учили управлять «грозным» большегрузным четырехосным седельным тягачом высокой проходимости — МАЗ-537. Полгода Александр служил вместе с земляком Сергеем из села Брасово, который был инициатором написать рапорта на дальнейшее несение службы в Афгане, где на том момент находился его друг. Но здесь пути их разошлись. Сергея забрали в Калиниград, а наш герой отправился в Республику Узбекистан в город Чирчик на курсы переподготовки. Тяжелыми и выматывающими были десять дней, но это того стоило.
Еще летя в самолете, солдаты воочию увидели последствия бушующей войны в Афганистане. Посадочная полоса аэропорта Шинданд была разбита, и возможности приземлиться не было. Необходимо прыгать, что бы ты не чувствовал в этот момент, и какие мысли тебя не посещали, но сомнениям уж точно здесь не место. Шагнув в бездну, с замиранием сердца паря в воздухе, они благополучно оказались на земле.
Рота автомобилистов, где был Александр осталась в городе Шинданд, спустя некоторое время ее перебазировали в Термез. Их основная задача заключалась в доставке военной техники, боеприпасов, стройматериалов и других грузов солдатам. Движение по горному серпантину (25 километров подъем-спуск) на девятиметровой машине с девятнадцатиметровым прицепом, было еще тем испытанием. Приходилось преодолевать перевал Саланг, который имел стратегически важное значение, ведь именно через него обеспечивалось бесперебойное снабжение введённых в Афганистан советских войск. Порой в крамешной темноте, двигаясь буквально на ощупь (из-за большой загазованности невозможно было открыть глаз), они проезжали через печально известный тоннель Саланг.
Не обошлось и без ранений. В одном из рейсом, двигаясь через «зеленую зону», так называли территорию с виноградниками, далеко растущими в одну и другую сторону от дороги, где всегда поджидал коварный враг, Александр, получил осколочное ранение ноги. Пробыв три недели в госпитале, он вновь вернулся в строй. Многое пришлось пережить за эти полтора года. Самым большим испытанием стала потеря боевых товарищей. Тяжело было привыкать к такой страшной реальности и быть абсолютно бессильным, видя солдат, которые ушли в вечность.
Служба в прямом смысле проходила на колесах. Первый период в машине и спали, и ели. Санитарных условий как таковых не было, поэтому всегда какая-нибудь «зараза» (желтуха, дизентирия и другие) старалась пристать к солдатам. Но ответственные доктора, которые были в каждой роте, старались сделать быт военнослужащих максимально безопасным. Кипятили воду, с которой было весьма напряженно, с верблюжьей колючкой, чтобы обеззараживать организм.
Климат Афганистана достаточно разнообразен из-за большого количества возвышенностей и гор, расположенных на территории страны. Летом температура воздуха могла доходить до шестидесяти градусов! Александр Алексеевич вспоминает, что, когда ехали в подъм по серпантину, оказывались на уровне облаков, из-за которых ярко светило солнце. А дорога на спуск уже встречала лежащими белыми снегами. Завораживающей картиной невороятной природы можно было наслаждаться и наслаждаться, но только, не в тот период. Это сейчас можно вспомнить, а как же было там красиво, когда чуть поутихли те страшные, бередящие душу воспоминания. Наш герой был награжден медалью «От благодарного афганского народа», Почетной грамотой президента СССР М.С. Горбачева «За успешное выполнение задания правительства СССР» и юбилейными медалями. «Мы не за звания и награды служили, а стойко защищали южные рубежы Советского Союза»,- сказал Александр Лагуткин.