С оптимизмом по жизни
Перед глазами Натальи Александровны Деревенькиной, уроженки комаричского села Хлебтово, до сих пор мелькают картины военного времени. Вот мама Арина Дмитриевна стоит под прицелом ружья немецкого солдата, требующего рассказать, куда побежал мужчина и где он прячется.
Плач голодного грудного брата заставляет сжиматься сердце от боли, но маме не разрешают его покормить. Наташа, в то время восьмилетняя девочка, пытаясь успокоить младенца, прижимает его к себе и качает на руках. Вот немец, сняв с плеча оружие, угрожает детям, чтобы они не мешали своими криками отдыхать офицерам, расположившимся в их доме.
С болью Наталья Александровна вспоминает ночь накануне боя в их селе. Советские воины вели подготовку к сражению и сказали, чтобы жители оставили свои дома и уехали: «Будет жарко». «Темно уже. У дедушки была лошадь. Нас, кучу детей, стали сажать на телегу. Стою, жду, когда до меня очередь дойдет. А я была маленькая (мне всегда давали на два года меньше), тихая. Вот дедушка хлестнул лошадь, и она послушно потащила за собой телегу с дедушкой, мамой и со всеми. Я растерялась. Мама позже обнаружила мою пропажу и в ужасе стала метаться, чтобы найти меня», — с дрожью в голосе рассказывает женщина.
После окончания войны вернулся с фронта отец Львутин Александр Иванович. Девочка окончила 8 классов. Сначала два года работала в колхозе – на сахарной свекле. Потом поступила учиться в Брасовский техникум на строительное отделение. Этой профессии она посвятила всю жизнь.
Пришлось побывать по работе в Стародубском районе, в Воронеже. «А потом встретила брасовского парня Владимира. Ждала его из армии. Расписались в Воронеже. Он и привез меня в Локоть. Сын Геннадий родился. Жили у свекрови в доме на Лесной: всех вместе — девять человек. Спали и на полу, и на печке. Так мы прожили семь лет. Я работала в поселковом технико-строительном отделе. Год на почте была, потому что там платили больше. Потом — в отделе арихитектуры в райисполкоме. Общий трудовой стаж – 41 год без трех месяцев», — говорит о своей жизни Наталья Александровна, вспоминая неизвестно когда успевшие промелькнуть годы. Занималась она и общественными делами. На два срока избиралась депутатом поселкового совета. Жители раньше часто обращались со своими проблемами. Приходилось помогать их решать.
На журнальном столике в комнате лежит альбом с фотографиями. Из рассказов женщины, делаю вывод, что не все гладко было в ее отношениях с мужем. Но что любила она своего Володю всю жизнь, ясно с первых минут общения с ней на тему женского счастья. Наталья Александровна показывает фотографии, на которых они совсем молодые. Отдельно – портрет красавца Володи. «Не обижал, жалел, — с грустью в глазах говорит она. – То грушу принесет, то горсть земляники. Умер в 2005 году. Сын в честь отца своего сына Володей назвал. А другой внук Андрей. Хорошие ребята выросли. Невестка у меня замечательная, Олей зовут. Вот недавно они у меня в квартире ремонт сделали». Осматриваю уютную квартиру, с ремонтом в которой, конечно, уже не справиться пожилой женщине. А вот чистоту, порядок в своем жилище она поддерживает строго. Все на своих местах, чисто, красиво. Множество салфеток, собственноручно связанных хозяйкой крючком, придают комнате неповторимый колорит.
Расставаясь с нашей героиней, еще раз окидываю взглядом ее хрупкую фигурку. Невысокого роста, худенькая. Живой блеск в глазах выдает ее оптимизм. На первый взгляд, беззащитная и слабая. Но это только на первый взгляд. Наталья Александровна умеет работать, прощать, любить, видеть и ценить в людях только хорошее. Может быть потому, несмотря на свой весомый возраст, еще трудится на грядках, что под окном ее дома, получая от этого большое удовольствие.
Наталья Александровна — человек активной жизненной позиции. С ней мы познакомились в первый день досрочного голосования на избирательном участке, куда она с самого утра пришла отдать свой голос за выбранную кандидатуру губернатора. На вопрос, всегда ли принимает локотчанка участие в голосовании, ответила: «А как же. Это мой гражданский долг!» Вот такая она, русская женщина! Трудности военного лихолетья, послевоенного времени, жизненные проблемы не сломили силы духа. Наталья Александровна Деревенькина сохранила жизнерадостность, жажду жизни.