В Брянске пристройка к детской школе искусств №10 обзавелась уникальными особенностями
«Брянская губерния» сообщает, что работы выполнялись согласно всем строительным ...
«Дети, вы ничего не знаете. Началась война. Заберут наших отцов и братьев на фронт, а мы останемся одни», — с этих слов заведующей почтой в д. Суслова началась война для одиннадцатилетней Шуры Корнеевой и ее подружек, с кем она играла недалеко от почты.
Тогда дети не совсем могли себе представить, что принесет с собой эта война. Слова женщины прозвучали взволнованно. Но тогда никто из них не мог себе представить, что кто-то из них останется сиротой, кто-то будет оплакивать старших братьев, у кого-то вернутся домой изувеченные войной родственники.
«Сначала в село пришли солдаты Красной армии, когда отступали. В нашем доме разместили раненых, – вспоминает Александра Ивановна. – Жалко было смотреть на мужчин, истекающих кровью. Но мне было не страшно. Я внимательно наблюдала, как медсестра делала перевязку раненым. Настало время оккупации. Мы прятались от немцев. В нашем доме поселились немецкие офицеры».
Вспоминать трудности военного лихолетья нелегко. Пожилая женщина рассказывает о своей семье, в которой было семеро детей. Она единственная девочка среди братьев, родилась третьей. Отец и два старших брата сражались на фронтах Великой Отечественной войны, а младший родился в 1941 году. О трудностях военного времени наша героиня рассказала стихотворением, которое является повестью о жизни ее брата, ровесника войны, как она сказала.
Многое помнит женщина, несмотря на свой весьма почтенный возраст – 90 лет. Вот еще фрагмент ее воспоминаний из военного детства.
«Немцы отступали. Нас всех собрали и погнали в сторону Севска. Шли пешком. Маленьких везли на лошади, у дедушки была, — продолжает рассказ женщина. – Последнюю ночь мы сидели в окопах. Пули свистели. А утром вдруг все затихло». Это было утро спасения. «Подъехали красноармейцы на лошадях, увидели нас и сказали: «Выходите, вы спасены». Мы вернулись домой. Село было сожжено, кроме трех кирпичных домов. Нам дали комнату как многодетной семье в одном из них. Зиму пережили там, а весною вернулись на свое поместье. Сначала жили в подвале, потом построили времяночку. В ней и жили, пока отец не вернулся с войны. А тогда уже построили дом».
О том, как приходилось трудиться женщинам, старикам и подросткам, много сказано. Однако стоит написать, как началась трудовая биография 13-летней сусловской девочки Шуры. В первую весну после освобождения от немецко-фашистских захватчиков женщины и подростки вскапывали поля лопатой. За семенным материалом – зерном – ходили пешком в Брасово. По два ведра насыпали в мешок и несли до дома. Вручную засевали поле, бороновали граблями. Когда хлеб созрел, жали серпами. «Вот так, дочь, бери колосья, — вспоминает женщина наставления мамы, учившей свою быстро повзрослевшую дочь и помощницу вязать снопы. – День жали, ночь снопы сносили в скирды. Первый год цепами молотили. На следующий год дали в колхоз лошадь, стало полегче». Довелось Александре и косой косить, да не «семеркой», а «девяткой», чтобы шире полосу травы захватывать. Трудно было, но люди с верой в лучшее будущее восстанавливали хозяйство, разрушенное войной.
Была у Александры мечта – стать медицинской сестрой. Появилась она у девочки в то время, когда видела, как медсестра делала перевязку раненому солдату в их доме. Девушке хотелось помогать больным людям. Вместе с подружками она на товарном поезде поехала в Брянск. Девушки сдали документы в медучилище. Им сказали, что вызовут позже, но так и не вызвали. Не суждено было сбыться мечте. В скором времени Александра повстречала свою судьбу – Лактюшина Никиту Антоновича. В то время он был трактористом. Женились. Трудились. Стали жить в Авчухах. Родилось пятеро детей. Построили дом, который позже перевезли в районный центр. В Локте многодетная мама работала в конезаводском саду, потом на свеклопункте, откуда и ушла на пенсию. Муж умер, когда сыновья уже были большие, а вот дочери Нина и Тамара еще учились в школе. Дома держала хозяйство, на огороде трудилась. Когда маленькому внуку надо было молоко, Александра Ивановна завела козочку. Да так понравилось ей это беспокойное хозяйство, что развела целое стадо: вместе с маленькими 29 голов было. Ходила с ними в лес, пасла.
Сейчас Александра Ивановна Лактюшина живет в светлом ухоженном домике одна – не желает стеснять детей, пока сама справляется. Но дети постоянно бывают у своей мамы, за плечами которой девять десятков лет, наполненных трудом, любовью к ним и внукам.
Вот такие хрупкие девичьи плечи, как у Александры Ивановны, становились сильными под тяжестью военного бремени. Не дрогнули, не сломались, выстояли, выдержали «милые красавицы России».
«Брянская губерния» сообщает, что работы выполнялись согласно всем строительным ...
Поставить самозапрет на кредиты можно в настоящее время через Единый портал государственных и ...
Отборочный этап в нашем регионе проходил на площадке Брянского училища олимпийского резерва, ...
«Брянская губерния» сообщает, что ранее он выступал за московскую «Родину», «Знамя ...
На новозыбковском предприятии по производству вагонов и цистерн ООО «НовоТехРейл» (ООО «НТР») ...
Они посетили группировку войск «Брянск». Артистки подарили бойцам песни, хорошее настроение, ...