Праздник неравнодушных людей
8 июня в России отмечается День социального работника. В преддверии профессионального праздника мы побеседовали с заведующей отделением социального и социально-медицинского обслуживания на дому Татьяной Ножевник о ее работе в Комплексном центре социального обслуживания населения Брасовского района, а также спросили, в чем секрет отбора сотрудников, которые становятся родными для своих подопечных.
— Ну что вы, нет никакого секрета. Просто мои девчата в центре работают очень давно. И подобрались, знаете, все, как один – безразличных у нас нет. Каждая делится со своими подопечными частичкой души, выслушивает жалобы о наболевшем, подбадривает их, помогает жить дальше.
– Как давно, Татьяна Васильевна, Вы пришли в эту профессию?
— Я работаю с 1989 года. Пришла сюда еще тогда, когда центр был просто отделением социальной помощи на дому при собесе. Мария Никитична Миронова пригласила меня работать. Как вы понимаете, начинали мы с нуля, сотрудников числилось всего три-четыре. Мало еще кто знал о нас. Со временем начали прибывать соцработники, ну а потом люди узнали, что есть в районе служба социальной помощи на дому — стали обращаться пожилые, инвалиды. Появилась возможность помогать пенсионерам в деревнях. Тогда ведь обслуживание было бесплатное, можно и нужно было всем помогать.
Надо сказать, я в начале не знала совершенно, что это такое, быть социальным работником. Но год за годом мы трудились, со временем подопечных стало много, появилась масса забот, новых обязанностей, и я уже не представлю для себя другой профессии.
– Что вас побудило начать работать в социальной защите?
— Я в деревне воспитывалась, как и многие из нас. Там с детства привили уважение и внимательное отношение к людям пожилого возраста. Помогали любым посильным трудом. Поэтому делать добро из хорошего человеческого качества переросло в профессию.
– За свой тридцатилетний стаж работы Вы услышали много личных историй подопечных, увидели много счастливых стариков, и не очень. Есть ли такие, которые тронули до глубины души сильнее остальных?
— Когда люди хотели становиться на обслуживание, с каждым приходилось беседовать, приходилось участвовать в их жизни, некоторых успокаивать — от кого дети отворачивались, к кому родные годами не приезжали. Трогательных историй много было. Вспоминается это. В Крупце у нас был дедушка слепой совсем. Когда мы приезжали его навестить, мне приходилось сдерживать слезы. Свет он не включал вообще, готовил себе еду, ориентируясь на звук — кипит вода, значит надо бросать в кастрюлю картошку или пшено. Печку сам топил, тоже на слух. Жаловался, что родные его бросили, хотя ходили слухи по деревне, что сам был с ними довольно груб в свое время. Однако, в такой ситуации нельзя человека оставлять, вот мы за ним присматривали.
Любая история жизни ветерана Великой Отечественной войны, были, конечно, такие подопечные, – это сюжет для книги, каждая с тяжелыми страницами.
– Есть какие-то профессиональные сложности?
— Очень много документации стало, акты, отчеты писать нужно по каждому шагу. Я проверяю дневники, которые ведут соцработники. Занимаюсь выявлением нуждающихся в обслуживании путем обследования уязвимых категорий населения, благодаря самим соцработникам, жителям деревень, которые сообщают о тех, кому требуется помощь. Уточняю у подопечных, не обижает ли их соцработник, качественно ли выполняет свою работу.
С соцработниками провожу планерки, беседую часто – помогаю прожить услышанное от наших пенсионеров. Ведь престарелым сложно приходится свыкнуться с мыслью, что они становятся беспомощными, часто капризничают и высказывают свое недовольство моим девчатам. Я говорила уже – безразличных у нас нет, поэтому напоминаю им, что не стоит зацикливаться на услышанном, прошу выговориться и работать дальше. В жизни всякое бывает.
Я от всей души поздравляю своих коллег с профессиональным праздником. Всем желаю крепкого-крепкого здоровья, терпения, удачи, личного счастья и подольше поработать. Быть такими же отзывчивыми, искренними.
— Спасибо за беседу, Татьяна Васильевна, с наступающим праздником Вас.