Тот кровавый случай вы не вправе забывать!
«Люди! Тот кровавый случай
Вы не вправе забывать!
И про то, как на опушке,
Из чащоб согнав людей,
Подле Крупца вражьи души
Порешили и детей», —
эти строки фронтовика-журналиста Геннадия Белоусова о событии, случившемся недалеко от деревни Крупец на поле, где сейчас находится памятник с фамилиями мирных жителей, расстрелянных в сентябре 1943 года.
На серебристой пластине выгравированы 66 имен мирных жителей, для которых эта братская могила стала последним прибежищем.
Многие фамилии повторяются: Бобковы, Солдатенковы, Французовы, Черняковы и другие. Из общего списка расстрелянных — 38 детей. Всего полгода было Манечке Бобковой… Чудом выжили Вася Алёничев, Ваня Черняков, Валя Карасева, Галя Поддуева.
О массовом уничтожении мирных жителей в свое время в книге «Рожденные для подвига» писал Геннадий Филиппович Белоусов, который знал подробности произошедшего со слов выжившего Василия Аленичева: «…В сентябре сорок третьего, когда земля горела под ногами драпавших каминцев и их покровителей, на опушке леса, всего в двух километрах от Крупца, разыгралась кровавая драма. Немцы, отступая и прочёсывая лес, неожиданно натолкнулись (или кто-то специально вывел?) на стоянку прятавшихся мирных жителей окрестных сел. Подталкивая прикладами, погнали беженцев и беженок, изверги сразу же пустили в ход оружие. Первые же автоматные очереди сразили Варвару Кузьминичну Орехову и трех ее внучек Галю, Люду и Тамару. Чуя, что возмездие приближается, гитлеровцы торопились как можно скорее свершить расправу. Отойдя от сгрудившихся в страхе людей, оставили свободное пространство пулеметчику для стрельбы, и тот открыл огонь из «МГ-34»…
Рой пуль скосил многих в ту же секунду. Замертво рухнула, прикрыв своим телом сына, Мария Аленичева: в ее голову попала разрывная пуля, и смерть была мгновенной. Оглушенный, охваченный ужасом от происходящего, подросток впал в беспамятство, а придя в себя, сквозь полусмежившиеся веки увидел блестящие сапоги офицера. Послышались отрывистые хлопки пистолетных выстрелов: эсэсовец добивал раненых из парабеллума. Убедившись, что расстрелянные не подают признаков жизни, фашист удалился, за ним последовали и его подчиненные. Но, видно, Богу было угодно, чтобы свидетели этого злодеяния остались в живых и люди смогли узнать о свершившейся трагедии».
Частыми посетителями этого памятного места были учащиеся Коммунарскй школы, пока она действовала. В настоящее время крупецкие школьники с учителями приходят к месту массового уничтожения мирных жителей. Память жива!