Возраст делу не помеха
Ежегодно пенсию в России оформляют порядка 1,5 млн человек, и примерно половина из них продолжает трудиться. Следовательно, до сих пор с рынка труда «убывало» примерно 750 тысяч работников ежегодно. А теперь, если примут закон об изменении пенсионного возраста, эти сотни тысяч, особенно в первые годы, будут оставаться на работе. Значит, конкуренция и между специалистами, и между молодыми и зрелыми работниками неизбежно станет больше.
Именно поэтому власть подстраховывается, стараясь не допустить роста напряженности на рынке труда. Первый шаг — законопроект об уголовной ответственности за отказ взять на работу или увольнение работника предпенсионного возраста. Кроме того, вслед за «кнутом» в законе должен появиться и пряник: ряд поощрительных мер для работодателей, оставляющих рабочие места для пожилых.
Впрочем, возможно, серьезных катаклизмов удастся избежать и без применения УК.
— Однозначные выводы делать рано, но можно говорить о тенденции: сейчас такого явно негативного отношения к возрастным специалистам, какое мы наблюдали в 2015, 2016 годах, уже нет, — сказала «РГ» руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова. — Сейчас порядка 10 процентов штата компаний составляют сотрудники старше 45 лет. Это неплохая цифра, учитывая, что несколько лет назад бизнес ориентировался исключительно на молодежь. Я уже не говорю о бюджетной сфере — медиках, педагогах, ученых. Там работники старших возрастов в большинстве. Так что можно сделать осторожный вывод: руководители предприятий уже сейчас, до вступления в силу закона о пенсионном возрасте, начинают лояльнее относиться к возрастным сотрудникам. Например, более востребованным становится наставничество — обучение молодежи более опытными работниками. Бизнесу это выгодно».
Более того, часто руководители удерживают сотрудников на рабочих местах, невзирая на возраст — хорошие кадры нынче в дефиците. «Сейчас на первую работу устраиваются люди, родившиеся в середине 90-х годов, когда у нас был провал рождаемости, — пояснила эксперт. — Это малочисленная когорта, поэтому серьезного давления на рынок труда она не оказывает». А вот к 2022-2024 годах ситуация может поменяться: тогда начнут трудовую деятельность дети «бума рождаемости» начала века, и доля молодежи среди ищущих работу увеличится.
«Возраст может играть роль при первичном отборе кандидатов, — считает глава ТПП России Сергей Катырин. — А если работник трудится давно и эффективно, зачем от него избавляться? За нужных сотрудников руководители держатся обеими руками». Поэтому думать, как защитить работников от увольнений, конечно, надо, но также надо стимулировать работодателей принимать на работу возрастной персонал, считает Катырин.