Состоялось экспертное он-лайн обсуждение доклада «Общероссийское голосование – ключевая процедура легитимации изменений в Конституцию Российской Федерации».
На базе Брянского филиала РАНХиГС под эгидой региональной Общественной палаты состоялось экспертное он-лайн обсуждение доклада, подготовленного Ассоциацией «Независимый общественный мониторинг»,«Общероссийское голосование – ключевая процедура легитимации изменений в Конституцию Российской Федерации».
В обсуждении приняли участие директор Брянского филиала РАНХиГС, председатель научно-консультативного совета при Общественной палате Брянской области С.А. Шачнев, председатель Общественной палаты Брянской области В.Ф. Родоманов, преподаватели филиала, эксперты НОМ.
Директор филиала С.А.Шачнев считает, что в рамках предлагаемых изменений к Конституции Российской Федерации, вынесенных на общероссийское голосование, очень важным является широкое обсуждение смысла поправок, необходима общественная дискуссия. Известно, что результатом голосования является одобрение или отклонение рассматриваемого предложения.
Это действительно будет голосование, а не референдум. Ведь речь не идет о первой, второй или девятой главах Конституции, изменения к которым требуют проведения референдума. Здесь для принятия поправок достаточно процедуры, аналогичной принятию федерального конституционного закона.
Однако, в свою очередь, процедуры, о которой мы сегодня говорим в виде всенародного голосования по поправкам к Конституции Российской Федерации, закон не предусматривает.
Если мы посмотрим на порядок внесения изменений в главы 3-8 Конституции Российской Федерации, то увидим, что в законе нет требований об учете мнения населения путем всенародного голосования. Однако, в зарубежной практике конституционных реформ существует развитая практика плебисцитов. Голосование по поправкам к Конституции Российской Федерации является аналогом именно этих плебисцитов-референдумов. Такие голосования проводятся в разных странах по сущностным вопросам развития общества, государства и граждан. Таким образом, процедура внесения поправок полностью согласуется с международной практикой. В нашем случае речь идет об изменениях к Конституции Российской Федерации, которые определяют дальнейшие приоритетные направления развития страны. Именно поэтому, только в случае положительного решения, они вступают в силу. По сути это обязательность реализации воли граждан, выраженной в форме всенародного голосования. Я здесь прослеживаю прямую аналогию с референдумом, и недаром президент России употребляет термин плебисцит.
Таким образом, позиция нашего Президента заключается в том, чтобы население было максимально вовлечено в процесс обсуждения поправок и, как итог, – в процесс принятия или непринятия таких конституционных изменений.
Считаюпринятый Президентом нашей страны порядок утверждения федерального конституционного закона по поправкам огромным плюсом для развития и укрепления российской демократии, который позволит выявить позицию граждан и принять окончательное решение только в случае общероссийского одобрения, что в свою очередь будет способствовать легитимации принятых поправок».
Н.В. Артамонова, кандидат юридических наук, эксперт НОМ об общероссийском голосовании: «Россияне чаще всего спрашивают о том, что такое всенародное голосование и чем оно отличается от выборов или референдума?
Оба обсуждаемых мероприятия — всенародное голосование и референдум — носят общенародный характер. Только референдум закреплен законодательно (есть специальный закон о референдуме) и его результаты считаются обязательными для выполнения.
Всенародное голосование- это голосование, проводимое с целью выяснения мнения народа по тому или иному вопросу.Итоги голосования носят рекомендательный характер. Законодательством Российской Федерации данная процедура также не регламентируется.
Тем не менее, определенный опыт такого рода у нас имеется. Хочу напомнить, что нынешняя Конституция принималась в 1993 году именно путем всенародного голосования.
По большому счету, предлагаемые правки Конституции могут быть приняты и без участия народа — закон это допускает.
Тем не менее, решение о вынесении поправок на всенародное голосование принято. Определены принципиальные моменты: подготовкой и проведением общероссийского голосования будет заниматься исключительно Центральная избирательная комиссия, измерение общественного одобрения к изменениям в Основной Закон будет проходить путем «пакетного голосования». То есть на голосование не будут выносить каких-то отдельных поправок, а только общим пакетом — «согласен / не согласен». Бюллетень для голосования не будет содержать информацию о сути поправок к Конституции, так как они слишком объемные. Поэтому текст будет доноситься до граждан другими способами, в том числе через мобильное приложение ЦИК. Кроме того, на избирательных участках разместят брошюры с разъяснениями. Также в течение двух недель перед днем голосования информировать граждан о сути предлагаемых поправок к Конституции и процедуре общероссийского голосования будут волонтеры, которые до этого пройдут курс обучения. Всего планируется отобрать 100 000 добровольцев по всей России.
Принципиальным является решение об отсутствии необходимости установить минимальный порог явки избирателей на голосование, что обеспечит подлинную свободу волеизъявления избирателей. Установлены гарантии предупреждения возможных искажений волеизъявления граждан при проведении голосования и подведении его итогов
Все поправки к Конституции, в случае их одобрения на общероссийском голосовании вступят в силу одновременно.
Таким образом, сегодня создаются максимально широкие возможности для реализации прав граждан на участие в общероссийском голосовании, что безусловно соответствует принципам демократии, закрепленным в Конституции Российской Федерации».
Политолог, эксперт НОМ Прищеп С.Н. также поделилась мнением «Ныне действующая Конституция была принята в России в условиях глубокого кризиса власти. Использование всенародного голосования как процедуры принятия Конституции Российской Федерации стало важным шагом на пути преодоления кризиса и легитимации власти. В декабре нынешнего года Конституции Российской Федерации исполняется 27 лет. За это время было немало дискуссий по вопросу о ее легитимности. Но именно всенародное голосование стало ее основанием.
Конституция является правовой основой, которая необходима для продвижения вперед. Этот документ задает желаемый образ будущего, определяет базовые ценности. В Конституции РФ порядок внесения изменений регламентирован главой 9, которая так и называется: «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Механизм внесения поправок не предполагает всенародного голосования, однако данная процедура инициирована субъектом изменений и призвана легитимизировать новую версию Конституции в силу значимости поправок, связанных с функционированием политической системы».
В целом, участники обсуждения пришли к выводу о том, что процедура голосования по поправкам юридически обоснована и является важной для легитимизации изменений.
Полностью с докладом можно ознакомиться по ссылке https://nom24.ru/images/nom2020208.pdf
Фото с сайта: https://tm-indoor.ru/