Примером для брянского бойца с позывным «Спартак» стал дедушка-фронтовик
«Спартак» с начала специальной военной операции помогал бойцам из тыла. Военнослужащим ...
#75Победа
В некогда многолюдном селе Суслово жили братья Корнеевы — Иван Иванович и Василий Иванович.
Они рано стали сиротами, и много трудностей выпало им пережить: пришлось стать взрослыми, будучи детьми. Время было трудное — годы гражданской войны. В ней участвовал старший брат Иван. В рядах Красной армии воевал с Колчаком и Деникиным, штурмовал Перекоп, где был тяжело ранен. Великое трудолюбие помогло братьям встать на ноги, обзавестись своими семьями и множеством детей.
К 1941 году Иван Иванович был председателем колхоза в Суслове, а Василий Иванович возглавлял машино-тракторную станцию Брасовского района. Началась война, пришла совсем другая жизнь. Иван Иванович в начале войны организовал эвакуацию имущества колхоза. Он выполнил это задание, угнал на восток скот и влился в ряды Красной армии. Воевал на Калининском фронте в зенитной артиллерии, служил до последних дней войны. Корнеева Василия Ивановича в армию не призвали. Его оставили организовывать партизанское движение. Был создан партизанский отряд, который потом вырос в численности и стал партизанской бригадой «За Родину». О боевых делах бригады имеется много материалов, документов и воспоминаний участников партизанского движения, и командовал ею Корнеев Василий Иванович, награжденный орденом «Красной Звезды».
На фронт были призваны и сыновья Иван Ивановича – Георгий и Николай. О боевом пути Николая известно, что воевал он связистом на Западном фронте, награждён боевой медалью. Штурмовал г. Кёнигсберг, здесь и встретил Победу. Потом был демобилизован и вернулся в Суслово. Он рассказывал о военных буднях, но ни он сам, никто другой их не записал. Не думали тогда, что их рассказы потребуются потомкам. А вот Георгий свои воспоминания написал, из них следующая информация.
21 июня 1941 года, в хороший погожий денёк, директор Брасовской средней школы вручил Георгию и другим выпускникам аттестаты. А 22 июня известие о начале войны мгновенно развеяло радостное впечатление от выпускного вечера и позвало в райвоенкомат. Сначала их направили на строительство оборонительных рубежей у станции Синезёрки. Затем его и несколько земляков из Суслова направили на сборный пункт в Орёл. Было сложно и голодно, но выручили родители, передавшие им сумки с сухарями. Из Орла – переход в Елец, Липецк, переезд в Воронеж. Отсюда, сформировав стрелковый полк, призывников вывезли на Урал, где интенсивно обучали военной науке. Затем поступил приказ об отправке полка на фронт под Москву. Здесь близ деревни Немерезь, в 110 км от Москвы, Георгий Иванович получил боевое крещение: «Я нёс боевое дежурство на огневой позиции у станкового пулемёта, – вспоминает он. — Из кустов нейтральной полосы донеслись подозрительные шорохи. Прислушался и понял, что кто-то ползком пробирается к нашим позициям. Я нажал на гашетку и прошелся очередью по этим кустам. А на рассвете обнаружил три трупа в маскхалатах. Мне объявили благодарность, и затем я был назначен командиром пулемётного расчёта с присвоением звания сержанта».
«Был тихий, тёплый рассвет, когда мы услышали гул танков и вскоре мы увидели их, а за ними — немецкую пехоту. Когда до немцев оставалось метров триста, мы стали «косить» врага. К нашему ДЗОТу помчался танк, и я дал команду перейти на запасную позицию. Едва успели покинуть ДЗОТ, как его раздавил танк, но мы подожгли машину зажигательной смесью, а танкистов взяли в плен. Быстро установили пулемёт на новой позиции и продолжали наносить урон врагу. Атака была отбита, но и наш расчёт потерял одного бойца», — еще фрагмент из воспоминаний Георгия Ивановича. Вскоре ему присвоили офицерское звание младший лейтенант и наградили медалью. Вспоминая бои на Ржевско-Вяземском выступе, фронтовик рассказывал о героическом бое земляка из Суслова, командира пулемётного расчёта Ивана Терёхина: «Стрелковая рота освободила деревню Шашково Смоленской области. В одном из уцелевших домов установил пулемёт и Терёхин. Но укрепить позицию не успели – немцы начали атаку при поддержке двух танков. Пулемёт Терёхина первым открыл огонь, и танки двинулись на него, ведя непрерывный обстрел. Загорелся дом, Терёхин и уцелевший подносчик патронов покинули его, заняли новую позицию и продолжали стрельбу. Атака была отбита, 17 немцев и один танк были уничтожены. Но и от расчета Терёхина остался один боец, погиб и он сам. Посмертно он был награждён орденом Отечественной войны I степени, его вручили матери в c. Суслово. В боях за Смоленщину героически проявил себя ещё один земляк Брасовского района – А. Семянин: «В одном из боёв под Вязьмой тяжело ранило командира роты, я взял командование на себя и повел её в атаку. Мы ворвались в первую линию обороны, завязался рукопашный бой, в котором я впервые в упор застрелил немецкого командира из пистолета. К исходу дня рота овладела и второй линией обороны, и населённым пунктом».
За Смоленщиной были бои на Оршанском направлении. В октябре 1943 г. Георгий Иванович был награждён орденом Красной Звезды и ему присвоили звание старший лейтенант. Ещё один боевой эпизод из воспоминаний: «После взятия немецкого города Хейсберга сложилась тяжёлая обстановка на участке наступления первого батальона – непрерывно били вражеские пулемёты, рвались снаряды. Появилась угроза срыва наступления. Я и старший лейтенант Завьялов первыми поднялись с земли и повели батальон. Немцы не выдержали, стали отступать, задача была выполнена. Но и у нас были потери, пулями в голову и сердце был убит Завьялов. Пулевое ранение получил и я, лечился в медсанбате, потом вернулся в свой полк. Наша дивизия совершила 140-километровый марш и сосредоточилась у города Кёнигсберг. Здесь же, совсем недалеко, воевал и мой брат Николай. Этот город был подготовлен немцами к длительной обороне. Четыре дня наша артиллерия разрушала форты, огневые точки, баррикады. Земля дрожала от взрывов снарядов и бомб. Штурм Кёнигсберга начался 6 апреля, а к исходу 9 апреля немцы прекратили сопротивление. В этом городе мы с радостью встретили День Победы. Фронтовая судьба была ко мне благосклонна. От рядового солдата она подняла меня до капитана, награждённого двумя орденами и тремя медалями. А главное – я остался жив», — читаем в воспоминаниях.
Живыми остались все Корнеевы, участвовавшие в войне: Иван Иванович, Василий Иванович, Георгий Иванович, Николай Иванович и Егор Тимофеевич. Все они вернулись к мирной жизни, а Георгий Иванович продолжил служить в армии и был уволен в запас в звании подполковника.
«Спартак» с начала специальной военной операции помогал бойцам из тыла. Военнослужащим ...
В декабре 2024 года он вернулся из зоны боевых действий по ранению. Вследствие военной травмы ...
С первых дней специальной военной операции волонтер Константин помогает военнослужащим на ...
В частности, Амеличев ознакомился с ходом работ на стадионе имени Брянских партизан и в ...
Художники из разных городов почти год трудились над созданием религиозных сюжетов. Сообщает ...
Уроженец Свердловской области, Федюнинский вырос в крестьянской семье. В возрасте восемнадцати ...