Брянцам рассказали о создании Единого реестра воинского учета
По данным Минцифры, единый реестр воинского учета (ЕРВУ) планируется заполнить более чем ...
Обелиски, обелиски… Сколько их на древней брасовской земле?! Покоятся под ними герои войны, освобождавшие деревни, села и посёлки от фашистских захватчиков. Каждая высеченная на камне или мраморе фамилия — чья-то прерванная судьба, несбывшаяся надежда на возвращение к родному очагу.
Есть в Брасовском районе в с. Глоднево памятник 55 воинам 41-й, 250-й стрелковой дивизии 63-й армии и других воинских формирований, погибшим в сентябре 1943 г. в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Кто-то из их родственников и не знает, где они нашли свой последний приют. Но иногда родные спустя десятки лет находят места захоронения своих героев.
В адрес администрации Брасовского района поступило письмо от Ольги Валерьевны Инагамовой из города Луганска:
«…просим у вас помощи в поисках места захоронения моего погибшего деда Евгеньева Георгия Георгиевича, 1911 года рождения. Почти 75 лет в семье он считался «пропавшим без вести». Но совсем недавно, благодаря опубликованным архивам Министерства обороны, мне удалось установить, что погиб он 1 сентября 1943-го года в деревне Глоднево в ходе Брянской наступательной операции.
Есть сводки потерь личного состава подразделения, где дед воевал. Там же, в Глоднево, он был и захоронен. Но было ли это одиночное захоронение или братская могила, никаких сведений у меня нет. На фото в интернете я увидела прекрасный мемориал в селе Глоднево. Насколько я разобралась, это сельское поселение находится в вашем администрировании. В связи с этим большая человеческая просьба: установить и сообщить мне в электронном виде, есть ли в списках погибших на табличках этого мемориала фамилия Евгеньева Георгия Георгиевича. Если нет, то, возможно, где-нибудь на кладбище или на сопредельных Глодневу территориях есть захоронение с чудом сохранившейся фамилией. Понимаю, что много воды утекло с тех пор, но, возможно, что-то удастся выяснить. Очень бы хотелось приехать и возложить цветы на могилу деда. Заранее благодарю за хлопоты. Еще одна просьба, если вдруг на табличках братской могилы в Глоднево эта фамилия окажется, не сочтите за труд, – сделайте фотографию с родной для нас фамилией. Мама до сих пор не верит, что такое чудо, как найденная могила деда, возможно в принципе».
Изучив паспорт воинского захоронения с. Глоднево, датированный 1991 годом, под № 15 находим рядового Евгеньева Евгения Георгиевича, погиб 2.9.1943 г. В паспорте воинского захоронения с. Глоднево, датированного 2013 годом, под № 19 значится рядовой Евгеньев Георгий Егорьевич, 1923 г.р., погиб 2.9.1943 г. При реконструкции воинского мемориала в 2015 году была исправлена ошибка в имени и отчестве, теперь на памятнике под №19 числится боец Евгеньев Г.Г.
Внучке были отправлены фотографии воинского мемориала и надгробия с фамилией её деда Евгеньева Г.Г. Родственники прислали письмо, в котором рассказали о Евгеньеве Георгии.
«Евгеньев Георгий Георгиевич родился в 1911 году в г. Попасная в Донбассе — небольшом городке железнодорожников. Он был 4-ым сыном в семье. Отец Георгий Трофимович и старшие братья работали в паровозном депо. В 17 лет работать на Попаснянскую железную дорогу пришел и Георгий. Друзья и знакомые считали, что внешне он невероятно похож на молодого Алесандра Блока. Об этом и о его успехах у попаснянских женщин мне рассказывала бабушка. Теперь уже о подробностях мне расспросить некого. Но знаю из тех же источников, что в первый месяц войны Георгий был откомандирован из Попасной: скорее всего вместе с эвакуированным депо. Откуда и был призван в ряды Красной армии и направлен в ряды одного из подразделений стрелкового полка. Последнее письмо от Георгия Георгиевича пришло в 1942 году, где он кратко сообщал, что воюет стрелком. После этого никаких известий семья не получала, более 78 лет. Писали многочисленные запросы в военкоматы, но ответы содержали только информацию об отсутствии данных. Дело в том, что оставшиеся члены семьи не знали, откуда Евгеньев Г.Г. был призван. Найти хоть какие-то отрывочные данные помогли открытые интернет-источники, где и была впервые обнаружена искомая фамилия. Имя и дата рождения совпали. Но сомнения вызывало место призыва. На сайте «Память народа» узнали, в какое подразделение был направлен Георгий. Но был ли это дед или однофамилец? Так и пребывали в сомнениях. Уже изучая архивы ЦАМО и боевой путь стрелковой дивизии, я натолкнулась на сводку боевых потерь подразделения в ходе Брянской наступательной операции. 1 сентября 1943 года в списке потерь личного состава числился Евгеньев Георгий Георгиевич. Оцифрованный документ сильно потерял в качестве, да и без того чернила выцвели. Даже место захоронения было восстановлено неточно. Изучала многократно увеличенный документ с лупой. И в графе «родственники» (которым отправлена похоронка) прочитала «Евгеньев Георгий Трофимович, г. Кагановичи (так в период войны называлась Попасная), ул. Куйбышева. Это было имя прадеда и адрес их проживания в Попасной. Сомнения, что Евгеньев Георгий Георгиевич и есть мой дед, отпали. Похоронка не дошла до семьи ввиду того, что в это время город еще был в оккупации. Многоквартирный дом на ул. Куйбышева был разбомблен. Семья, правда, не пострадала — отсиживались в подвале у родственников, где и оставались жить вплоть до конца войны. Другого жилья в железнодорожном узле Кагановичи просто не было, так как фашисты практически сровняли его с землей.
Затерявшаяся похоронка… Ввиду ее отсутствия Георгия Георгиевича считали «без вести пропавшим». Бабушка говорила: «Без вести сгинувший». И ждали. Долгие годы. Кстати, мои поиски дважды выходили на неверный путь. Я нашла в интернете информацию о том, что погиб Евгеньев Г.Г. в деревне Гиняково Орловской области. Но, изучая боевой путь 41-ой стрелковой дивизии по дням, я выяснила, что никогда 41-я под Гиняково не воевала. Там стоял резервный полк — совсем другое подразделение. 1 сентября бои шли на Брасовском плацдарме, и под искомую выцветшую надпись с некоторой натяжкой подходило только Глоднево. Так я и решила написать в Брасовскую администрацию. Когда же из Глоднева пришел долгожданный ответ и фото мемориала с фамилией деда, мы были шокированы. Хоть и надеялись, что ход поисков верный, но в глубине души понимали, что совсем не обязательно дед был захоронен в братской могиле. Могло ведь быть и одиночное захоронение, от которого не осталось даже креста. Кстати, в имени и отчестве несколько раз были допущены ошибки. Где-то деда назвали Евгением Георгиевичем (видимо, по аналогии с фамилией), где-то в документах он числился, как «Егорович». В любом случае, теперь мне есть куда приехать возложить цветы и поклониться родному праху. Мне не удалось найти данных о награждениях деда. Но я уверена, что был он настоящим героем – мой дед, которого я никогда не видела, — Евгеньев Георгий Георгиевич! Ольга Инагамова»
Война, оборвав мирную жизнь, привела с боями Георгия Георгиевича на Брасовскую землю, где он погиб смертью храбрых. Сколько лет судьба бойца для родственников была неизвестна, и сколько труда и усердия пришлось приложить родственникам, чтобы найти могилу деда. Благодарные жители с. Глоднево бережно хранят память о защитниках Брасовской земли, ухаживая за воинскими захоронениями.Светлая память всем, кто отдал свою жизнь для Великой Победы!
По данным Минцифры, единый реестр воинского учета (ЕРВУ) планируется заполнить более чем ...
Доходность по программам долгосрочных сбережений граждан (ПДС) за первое полугодие 2025 года ...
Так, в системе образования Брянской области в 2025–2026 учебном году будут функционировать 441 ...
Общая протяженность обновленного участка дороги составила 1,3 километра – сообщается в соцсети ...
«Они своей ратной службой показывают пример доблести и мужества, преданности Родине. Они с ...
ООО «Профильпром» присоединилось к федеральному проекту «Производительность труда». ...