«Вызываю огонь на себя»

23 февраля 2019

Получив аттестат зрелости, /Михаил Воронков/долго не раздумывал, где дальше продолжить образование. Выбор был один — Коломенское высшее артиллерийское училище — десантный факультет. После него, получив звание лейтенант, Миша Воронков получает назначение на должность командира взвода в 76-ю воздушно-десантную дивизию. На календаре был 1981 год.

Уже два года шла необъявленная война в Афганистане. В 1987 году офицер Воронков, в то время он был заместителем командира артиллерийской батареи, в звании старшего лейтенанта пересекает границу Афганистана и СССР и попадает в город Баграм.

Радушно встретил его отдельный 345-й гвардейский полк, командиром которого был знаменитый в те годы полковник Вострогин. Являясь, как и в Союзе, заместителем командира батареи, Михаил вместе со своей группой вливается в состав парашютно-десантной роты.

О том, как воевал этот человек в горах Афганистана, ярко свидетельствуют его боевые награды. За девятнадцать месяцев, которые он ходил рядом со смертью, Михаил Николаевич награждён двумя орденами Красной Звезды, двумя медалями Афганистана “За защиту Саурской (апрельской) революции” и “От благодарного афганского народа”. Но мало кто знает о том, что ему пришлось пережить в той сопредельной стране. Как-то, выйдя на задание, или, как они говорили, в точку “икс”, радисты перехватили разговор душманов. Из него явствовало, что вечером они намерены атаковать один из советских блокпостов, который находился в ущелье Лоландар. Именно там в это время базировалась группа старшего лейтенанта Воронкова.

— В горах, — вспоминал подполковник Воронков, — темнеет рано и быстро. Мы уже знали о предстоящем бое, но было неизвестно, когда, “духи” пойдут на штурм. Готовясь к нему, укрепили оборонительные рубежи. Это в Чечне блокпост на таковой был похож. У нас же — окольцованная траншея, окопы, а в центре — землянка. В ней — пункт управления. Зато название какое  — блокпост.

Душманы стали показывать признаки своего присутствия около десяти часов вечера. Кругом темнотища, как ни всматривайся, вряд ли что увидишь. Их месторасположение можно было узнать только по полету трассирующих пуль, автоматных, пулемётных очередей. В отдельные моменты казалось, что ещё одно усилие и блокпост окажется в их руках. Но солдаты, офицеры, прапорщики, сержанты делали всё для того, чтобы не дать врагу овладеть этой точкой. Накал боя был таков, что хоть переходи в рукопашную, но из-за темноты этого нельзя было делать. Выручало огнестрельное оружие. Стреляло все, что могло стрелять. Как потом подсчитали, постом был израсходован огромный боезапас, что и помогло выстоять. Но это было потом. А пока “духи”, волна за волной, накатывались на позиции советских солдат. И эта карусель продолжалась до утра.

— Как только стало светать, — продолжал рассказ подполковник, — противник отошёл на ранее подготовленные позиции. Мы же, зная, что всё ещё впереди, постарались отрыть дополнительные окопы, пристреляли предполагаемые вражеские места скопления. Уверенности в том, что мы должны выстоять, прибавило прибывшее подкрепление. Нам перебросили два самоходных артиллерийских орудия, огнеметы “Шмель”…

На вторую ночь всё повторилось сначала. К душманам, как и к нам, пришла подмога, и они с новыми силами устремились на горстку бойцов. Ситуация накалилась до предела. Со стороны советских бойцов оружие держали все, кроме тяжелораненых и погибших. А “духи” все наседают и наседают.

— Что будем делать, старшой? — Обратился к Михаилу Воронкову командир роты. — Судя по сложившейся ситуации, ещё атака, другая и нам не выдержать. Сам видишь, на их стороне огромный численный перевес.

— Предложение есть всего одно, — недолго думая ответил Воронков, — нужно звать на помощь «бога» войны – артиллерию.Уж лучше смерть от своих снарядов, чем от душманов или позорный плен.

Спустя некоторое время, когда была отбита очередная атака противника, старший лейтенант вышел на связь со своими. И полетели в эфир слова: “Я — “Аркан-86”, Я — “Аркан-86”, вызываю огонь на себя!”

Получив это сообщение, в полку пришли в замешательство.

— Как же так, — встревожились солдаты и офицеры. — Ведь это для них верная смерть.

— Значит, надо так, ребята, — рассеял сомнения артиллеристов полковник Вострогин. — Туго, видать, там нашим, раз приняли такое решение. Это, думаю, их последний шанс выжить. Приказываю открыть огонь по указанным позициям. Простите, хлопцы, если что не так.

Десятки стволов, после того как были произведены необходимые расчёты, один за другим выплюнули в воздух большое количество смертоносного металла. С шипением, оставляя за собой огненные хвосты, они устремились туда, где,  обливаясь кровью, не выпуская из рук оружия, сражалась горстка смельчаков. Потом еще и еще, ещё. Старший лейтенант М. Воронков, не снимая наушников, корректировал огонь артиллеристов. И так продолжалось несколько часов.

Отвлекая Михаила Николаевича от тех далёких событий, интересуюсь, как же так получилось, что при таком плотном огне никто из защитников блокпоста не пострадал?

— Счастье, наверное, — ответил он, — было на нашей стороне. Дело в том, что мы находились на максимальном удалении от наших батарей. Чтобы накрыть огнём пост, «богам» войны не хватало каких-то 30-40 метров. Но когда “духи”, понимая, что обречены, пытались сблизиться с нами, все, кто мог сражаться, брались за оружие. Из расщелин “выкуривали” их огнемётами. Тогда нам, действительно, очень здорово повезло…

В феврале 1989 года полк, в котором служил М.Н. Воронков, был выведен в Азербайджан и включен в состав воздушно-десантной дивизии. Там же была болезнь, в результате которой его переводят на нестроевую службу в войска Московского военного округа. В разных должностях пришлось служить Михаилу Николаевичу. Последние несколько лет он являлся военным комиссаром Брасовского района. В настоящее время время — предприниматель. Но все эти годы, куда бы его ни бросала армейская жизнь, ощущал поддержку жены Людмилы Викторовны, родителей, дочерей, которых у него две.

Настаёт время прощания. Михаил Николаевич выходит из-за стола. Стройный, подтянутый. С погонами подполковника ВДВ на плечах, с боевыми орденскими планками на груди. А мне подумалось, что с такими, как он, можно идти в любую разведку. Такой товарищ и командир в беде не оставит. Для него, это проверено временем, дружба и взаимовыручка превыше всего.

Из книги Н. Зайцева «Солдаты ХХ века» в сокращении

 

Еще по теме:

26 апреля 2024, 13:00
Патриоты нашей страны
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Картина дня
26 апреля 2024, 16:13

Памятную медаль Брянской области вручили двукратному чемпиону мира Вячеславу Кобец

Памятной медалью «80 лет освобождения Брянской области» награжден двукратный чемпион мира и Европы по джиу-джитцу, председатель правления группы компаний МБК Вячеслав Кобец. Сегодня, 26 апреля, награду спортсмену вручил губернатор Александр Богомаз – сообщает ТРК «Брянская Губерния». (далее…)

26 апреля 2024, 16:04

Анатолий Бобков-человек долга

В 2024 году, 26 апреля, исполнится 38 лет одной из крупнейших по масштабам и последствиям техногенных катастроф в истории человечества. В этот день в 1986 году произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции. (далее…)

26 апреля 2024, 16:04

В сквере Чернобыльцев п. Локоть прошло памятное мероприятие

Сегодня - День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф памяти ликвидаторов на Чернобольской АЭС. Этой дате было посвящено памятное мероприятие (далее…)

26 апреля 2024, 15:54

Белорусская делегация почтила память героев — освободителей Брянской области

В Брянскую область прибыла делегация из Беларуси. На Партизанской поляне прошло мероприятие в память героев – освободителей региона от немецко-фашистских захватчиков – сообщает РИА «Стрела». (далее…)

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта+12 • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in